Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Контрольно-счетная комиссия

МО ГО "Ворукта"

Контактная информация:

Председатель комиссии

Кочергин Александр Анатольевич

Адрес: Республика Коми, Воркута, пл.Центральная, д. 7, каб. 703

телефон: 8(82151)36100

e-mail: kskvork@gmail.com

«Телефон доверия» Главы Республики Коми: (8212) 245-005

 

«Телефон доверия» муниципального контрольно-счетного органа: 8(82151)36100

Полезные ссылки

Проверка законного и результативного (эффективного и экономного) использования средств местного бюджета, выделенных в 2013-2014 году МБУ «Производственно-технологический комплекс».

Предмет контрольного мероприятия: нормативные правовые акты Российской Федерации, Республики Коми, муниципального образования городского округа «Воркута", иные документы, регламентирующие вопросы соблюдения действующего законодательства; иные документы и информация.

Объект контрольного мероприятия: МБУ «Производственно-технологический комплекс»,  при необходимости другие учреждения и организации

По результатам контрольного мероприятия установлено следующее:

В результате изучения представленных к проверке документов установлено, что согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц  от 23.01.2015г. № 35/А2015 - Учреждение по типу является бюджетным учреждением.

Вместе с тем, в постановлениях администрации МО ГО «Воркута» данное Учреждение представлено в 3 (трех) типах, о чем свидетельствуют следующие документы:

- Постановление администрации МО ГО «Воркута» от 26.12.2011 № 1471 «О создании муниципального бюджетного учреждения «Производственно-технический комплекс» г. Воркуты»;

- Постановление администрации МО ГО «Воркута» от 25.11.2015 № 2031 «О создании муниципального казенного учреждения «Производственно-технический комплекс» г. Воркуты»;

- В постановлении администрации МО ГО «Воркута» от 19.02.2016 г. № 330 «Об организации и проведении общественных работ в муниципальных предприятиях и учреждениях города в 2016 году», в приложении № 2 к настоящему постановлению в Перечне муниципальных предприятий и учреждений для организации общественных работ на 2016 год в графе 1 столбца 2 «Наименование предприятия, организации»  указано – МУП «Производственно-технический комплекс».

В виду того, что и ранее и в 2016 году данное Учреждение осуществляет свою деятельность с предоставлением субсидии на финансовое обеспечение муниципального задания, являясь бюджетным Учреждением - Контрольно-счетная комиссия предлагает рассмотреть возможность актуализации нормативных правовых актов местного самоуправления в части,  регламентирующей деятельность МБУ «ПТК».

Кроме того, выявлены и другие нарушения действующего законодательства, а именно:

-  ч. 3 ст.14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

- Устав Учреждения не содержит раздела о  «Структуре Учреждения»  данный раздел был исключен из Устава в результате изменений и дополнений, п.1 Постановления администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 13.05.2013 № 1979;

- п. 3 Постановления № 699 - отсутствуют согласованные с управлением экономики администрации МО ГО «Воркута» перечень показателей качества муниципальной услуги;

- п. 4 Постановления № 699 - в Учреждении отсутствуют нормативные затраты на оказание муниципальных услуг и нормативные затраты на содержание имущества Учреждения, утвержденные и согласованные с финансовым управлением администрации МО ГО «Воркута» и управлением экономики администрации МО ГО «Воркута»;

- п. 15 Положения о формировании муниципального задания в отношении муниципальных учреждений городского округа «Воркута» и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания, определения объема и условий предоставления субсидии муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, являющегося приложением № 1 к Постановлению № 699; п. 4.2. Муниципального задания на 2014 и 2015 годы; раздела 4 Устава, части 3.3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»  - отсутствуют:  официальный сайт МБУ «ПТК»; официальные и иные документы о деятельности учреждения, решение о создании муниципального учреждения; решение о назначении руководителя муниципального учреждения.

- п. 7 и п. 8.2 муниципального задания МБУ «ПТК» на 2014 год и 2015 год - главному распорядителю бюджетных средств Учреждением не предоставлялась отчетность об исполнении муниципального задания, не проводился анализ соответствия фактического и планового объемов предоставления муниципальной услуги, а также не проводился административный, внешний и внутренний контроль в Учреждении.

- п. 2 Постановления администрации МО ГО «Воркута» от 28.10.2011 № 1299[1] «Об утверждении Порядка составления и утверждения отчета о результатах деятельности муниципального бюджетного учреждения, находящегося в ведомственном подчинении Департамента социально-культурных и дошкольных образовательных учреждений администрации городского округа «Воркута» и об использовании закрепленного за ним муниципального имущества», - не составлялся и не утверждался (ежемесячный, ежеквартальный) отчет о результатах деятельности МБУ «ПТК».

В настоящее время Постановление  № 1299  не утратило силу,  несмотря на то, что в результате реорганизации ДСК и ДОУ путем присоединения его к УпрО ведомственная принадлежность МБУ «ПТК»  изменилась (постановление от 08.10.2014г. № 1723).

В течение 2014 и 2015 гг. изменения в муниципальные задания не вносились.

При этом, в результате выборочной проверки представленных документов выявлены письма, копии писем; письма, отправленные и полученные по факсу, от сторонних организаций в адрес директора МБУ «ПТК», подтверждающие факт отвлечения работников МБУ «ПТК» по письмам – заявкам на выполнение работ (оказание услуг), не входящих в перечень муниципальных услуг, определенных муниципальным заданием,  утвержденных Учреждению на 2014 и 2015 годы, а  именно:

- письмо МБУ МО ГО  «Воркута» «Технический контроль» от 22.09.2014 г. № 282 на проведение работ по замене приборов отопления в количестве 3-х штук по адресу -  ул. Димитрова, дом №7а, кв.36;

- письмо Управления городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО  «Воркута» от 02.12.2004 г. № 3064 – начальнику ПТК ДСК и ДОУ  на вскрытие металлических дверей по адресу ул. Энгельса, д.9, кв.1;

- письмо Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 28.10.2014 г. № 5390 - вскрытие объекта недвижимого имущества (автобусная остановка) расположенного по адресу: ул. Автозаводская;

- письмо Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 16.05.2014 г. № 05-05/1695 – на произведение работ по демонтажу и последующей установке сантехнического оборудования по адресу: ул. Катаева, д.59, кв.214;

- письмо Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 16.06.2014 г. № 05-14/2150 –заваривание металлической двери на одном из входов в подвальное помещение по адресу: ул. Суворова, д.32, а также заколачивание частично поврежденных оконных проемов;

- письмо муниципального бюджетного учреждения «Городской центр отдыха и туризма» (МБУ «ГЦО и Т)» от 21.10.2015 г. № 03-289 – Директору МБУ «Производственно-технический комплекс»  по организации работ на территории базы отдыха «Южный» по ревизии светильников наружного освещения, замене ламп, установке эл/цепь фотосенсоры, для автоматического включения/выключения освещения;

- письмо Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 06.10.2014 г. № 05-13/4670 – Начальнику Производственно-технического комплекса на проведение работ по ремонту сетей теплоснабжения и электроэнергии, а именно по  адресу: ул. Димитрова 10 в строенных помещениях №№ 31, 32, 35-51, 53-61, 66, 93, 68, 69, 92 провести работы по восстановлению тепло подачи и освещения данных помещений;

- письмо Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от б/д № 05-05/ на  проведение ремонтных работ в  помещениях  Военного комиссариата города Воркуты по адресу: ул. Ломоносова 16  согласно прилагаемой к письму смете и сроком выполнения работ с предоставлением отчета о выполненных работах  в адрес УГХ и Б;

- письмо УГХ и Б от 12.12.2014г. № 3064 о выделении сварщика и электрика с необходимым набором инструментов для вскрытия металлических дверей по адресу: ул. Энгельса, 9 кв.1;

- письмо И. о. руководителя администрации МО ГО «Воркута»  от 02.07.2014г. № 20/1055  по производству работ в жилом помещении № 67 , дом № 2 по ул. Крупской в целях переселения граждан, проживающих в ветхих и малозаселенных домах;

- письмо и. о. руководителя администрации МО ГО «Воркута» и зав. Отделом по финансовой работе и бухгалтерскому учету от 29.09.2014г. № 19-165 по производству работ по очистке от снега территории и подъездных путей к зданию отдела по работе с территорией «Воргашорский, Комсомольский, Северный;

- направление рабочих в командировку в п. Елецкий для устранения угрозы остановки работы котельной по постановлению руководителя администрации МО ГО «Воркута»  от 02 ноября 2015 г. №1853.

Выявленные нарушения имеют признаки нецелевого использования средств бюджета МО ГО «Воркута»  и влекут за собой нарушение работодателем норм и правил действующего законодательства.

Сумма необоснованно израсходованных средств бюджета МО ГО «Воркута» на выполнение работ (оказание услуг), не предусмотренных муниципальным заданием  составляет -  548,856 тыс. рублей

Работодатель, руководитель Учреждения, не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором кроме случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, а также переводить работника на другую работу (постоянную или временную) без его письменного согласия, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 Кодекса.

Переводом на другую работу следует считать постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем (часть первая статьи 72.1 ТК РФ).

В нарушение статей 22, 60, 72.1, 72.2 ТК РФ работодатель, нарушая права работников вверенного ему Учреждения,  направлял  работников на работы, не обусловленные трудовыми договорами.

Учреждение в соответствии с муниципальными заданиями осуществляет деятельность по предоставлению транспортных услуг.

В нарушение пп. 3.3 абзаца 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ,  (в случаях, когда Учредитель  предоставляет  Учреждению  субсидию  на  иные цели) - объемы средств не отражены в разрезе конкретных целей.  Сумма субсидии в Соглашении определена одной суммой без конкретизации расходов учреждения. В графике перечисления средств субсидии, являющегося приложением к Соглашению,  также не указаны конкретные цели направления бюджетных средств. Форма  не  соответствует  Приложению №2 к приказу МФ РК № 271.

Постановлением администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 15.03.2012 № 278 «Об утверждении порядка определения объема и условий предоставления из бюджета муниципального образования городского округа «Воркута» бюджетным и автономным учреждениям муниципального образования городского округа «Воркута» субсидий на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ)»[2]  утверждены:

- порядок определения объема и условий предоставления из бюджета муниципального образования городского округа «Воркута» бюджетным и автономным учреждениям муниципального образования городского округа «Воркута» субсидий на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ);

- форма соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнения работ);

- форма отчета об использовании субсидий на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнения работ).

Закрытый перечень затрат, финансируемых путем предоставления субсидий на иные цели в соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, определен Постановлением № 278 «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления из бюджета муниципального образования городского округа «Воркута» бюджетным и автономным учреждениям муниципального образования городского округа «Воркута» субсидий на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ)»[3].

К закрытому перечню затрат относятся:

- затраты на осуществление капитального и текущего ремонта и приобретение основных средств, за исключением бюджетных инвестиций, не включаемых в субсидии  на финансовое обеспечение муниципального задания;

- затраты, связанные с компенсацией расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в пределах территории РФ лицам, проживающим в районах Крайнего Севера, являющимися работниками учреждений, финансируемых из бюджета  МО ГО «Воркута», а также в связи с компенсацией расходов работникам учреждений, связанных с переездом к новому месту жительства в связи с расторжением трудового договора;

- затраты на финансирование непредвиденных расходов и мероприятий, источником финансирования которых является резервный фонд администрации  МО ГО «Воркута»;

- затраты на организацию разовых мероприятий, проводимых в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ, не включаемые в муниципальное задание;

- иные затраты, не включаемые в нормативные затраты, связанные с выполнением муниципального задания, а также не относящиеся к бюджетным инвестициям и не включенных в субсидии на финансовое обеспечение муниципального задания.

В 2014 году  - Приказом Министерства финансов Республики Коми от 25.11.2014 года № 178[4] в Приказ № 271 внесены изменения, вступившие в силу с 25 ноября 2014 года -  сроком действия до 01.01.2016 г. (Приказ Министерства финансов Республики Коми от 28.12.2015 года № 251).

В результате проведенной экспертизы представленных к проверке документов установлены следующие нарушения действующего законодательства

В нарушение:

- абзаца 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ;

-  Приказа № 271,

без учета  изменений, внесенных Приказом № 178 в Приказ № 271, вступившими в силу с 25 ноября 2014 года -  сроком действия до 01.01.2016 г. (Приказ Министерства финансов Республики Коми от 28.12.2015 года № 251):

В нарушение п. 3.2  и п. 3.4. Приказа № 178:



[1] Далее – Постановление № 1299

[2] Далее – Постановление № 278

[3] Далее – Порядок

[4] Далее – Приказ № 178

- заключены Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, заключаемого государственным (муниципальным) бюджетным (автономным) учреждением и органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) бюджетного (автономного) учреждения и субсидии на иные цели в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи78.1 БК РФ с применением  отмененных типовых форм Соглашения – в отсутствие утвержденного расчета;

- финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнения работ), а так же на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) производилось согласно графикам, являющимся приложениями к Соглашению на перечисление субсидии и к Соглашению на перечисление субсидии на иные цели, исключенными  подпунктами 2 и  3  п. 3.4 Приказа  № 178.

В соответствии со  ст.18 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ  «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации[1], Фонд социального страхования Российской Федерации[2], Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (ФОМС)[3] плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.

В результате проведенного анализа дебиторской и кредиторской  задолженности Учреждения установлено, что по состоянию на 01.02.2016 г. просроченная задолженность по уплате страховых взносов в ПФР, ФСС РФ и ФОМС составляет -  1 037 761,79 руб., при том, что:

-  в 2015 году установлены автоматизированные узлы учета (АУУ), и экономия за потребленные коммунальные услуги  составила – 1 872 133,31 рублей, в том числе: сэкономленные средства бюджета МО ГО «Воркута - 1 175 277,52 рублей и средства от иной, приносящей доход деятельности – 696855,79 рублей;

-  численность Учреждения по состоянию на 01.01.2015 г. уменьшилась на 76,2 шт. единицы  по сравнению с 2014 годом (375),

- а плановое финансирование по расходам увеличилось на – 17 868,36 тыс. рублей.

 

Неэффективное использование переданного МБУ «ПТК» недвижимого имущества (зданий, земельных участков), а следовательно и неэффективное и неэкономное  использование средств местного бюджета, выделенных Учреждению в 2014-2015гг. также привели к следующим нарушениям действующего законодательства.

В нарушение пункта 1 статьи 296, статьи 606 ГК РФ Двухэтажное кирпичное здание РТПЦ (радио-теле-передающий центр) расположенный по адресу ул. Суворова д.1, общей площадью 1868,7 м2, а также здание гаража (ЛитА1, А2), расположенное по адресу:  г. Воркута,  ул. Ленина, 5а, общей площадью – 348,2 м2 - переданные МБУ «ПТК» на праве оперативного управления не используется в соответствии с целями своей деятельности, либо используются  частично.

В нарушение п.2.2 договора, Ссудополучатели не заключают договоры за потребленные энергоресурсы.

В нарушение требований, установленных п. 2 ст. 296 ГК РФ, КУМИ не воспользовался правом изъять излишнее, неиспользуемое имущество, закрепленное за МБУ «ПТК» на праве оперативного управления.

В нарушение статьи 164 ГК РФ, статьи 25 Земельного кодекса РФ, статьи 4 Закона № 122-ФЗ, право на земельные участки, при наличии на них зданий, строений, сооружений, переданных МБУ «ПТК» в оперативное управление, не зарегистрировано, правоустанавливающая документация отсутствует.

В нарушение п. 3 ст. 53 Земельного кодекса РФ к заявлению не приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующие юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

В нарушение п. 4 ст. 53 Земельного кодекса РФ, о необходимости принятие решения о прекращении права в месячный срок, решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования принято администрацией МО ГО «Воркута» 13.08.2014 года Постановлением № 1392.

В нарушение п. 5 ст. 53 Земельного кодекса РФ, Постановлением администрации МО ГО «Воркута» от 13.08.2014 года, МБУ «ПТК» не  внесены соответствующие изменения в Единый государственный реестр.

В нарушение Постановления администрации МО ГО «Воркута» от 05.08.2014 № 1359, «Заказчиком» на проведение кадастровых работ в связи с образованием земельных участков, путем раздела с сохранением в измененных границах земельного участка с кадастровым номером 11:16:1703001:40, расположенного по адресу: Республика Коми, город Воркута, ул. Пирогова 1г является Сидоркин Д.А.

В нарушение п. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ администрацией МО ГО «Воркута» не проведено информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, отсутствует необходимость постановки его на кадастровый учет.

В нарушение п. 4 ст. 31 Земельного кодекса РФ, администрация МО ГО «Воркута» не осуществила информирование землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.

В нарушение п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, орган местного самоуправления нарушил сроки по подготовке и утверждению градостроительного плана земельного участка .

В нарушение Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, постановления администрации МО ГО «Воркута» от 29.01.2015 года № 146,  Решения Совета МО ГО «Воркута» от 24.11.2014 N 636 – отсутствуют:

- технические паспорта на автомобильные дороги, в которых отражены проводимые мероприятия по реконструкции автомобильных дорог и улиц, в результате которых изменились геометрические параметры дороги;

- нормативные правовые документы, регламентирующие изменения и дополнения в проект организации дорожного движения, а также обоснованность данных изменений;

- схема дислокации дорожных знаков;

- разрешительные документы на установку дорожных знаков.

 

В ходе проверки, при осмотре гаража и автотранспортных средств на территории базы МБУ «ПТК», расположенной по адресу: г. Воркута,  ул. Пирогова, 1 г, выявлена неучтенная техника в количестве 5 (пяти) единиц.

Со слов представителей МБУ «ПТК» - данная техника является пожертвованием в рамках заключенного Соглашения о поддержке мероприятий, направленных на содействие социально-экономическому развитию и сохранение благоприятной окружающей среды на территории Республики Коми между Администрацией МО ГО «Воркута» и ООО «Шел НефтеГаз Девеломпмент II».

Руководствуясь федеральным законом от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»[4] и изучив представленные к проверке документы, установлено следующее.

1) Название Соглашения - «Соглашение о поддержке мероприятий, направленных на содействие социально-экономическому развитию и сохранение благоприятной окружающей среды на территории Республики Коми»[5] не соответствует требованиям действующего законодательства РФ. Данный документ надлежит называть договором пожертвования или договором о безвозмездной помощи в соответствии с пунктом 2.2. Соглашения.

В преамбуле Соглашения указано, что сторонам Соглашения являются Администрация МО ГО «Воркута» и ООО «Шел НефтеГаз Девеломпмент II». Вместе они именуются - «Стороны», а по отдельности «Сторона», должно быть - Администрация МО ГО «Воркута» - Сторона 1, а  ООО «Шел НефтеГаз Девеломпмент II» - Сторона 2.

По названию участников благотворительной деятельности в законе, именуются и стороны Соглашения: благотворитель, благополучатель, доброволец.

Благотворители - лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в определенных законом формах.

Добровольцы                 - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).

Благополучатели - лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев.

В соответствии со ст. 5 Закона № 135-ФЗ, благотворители - лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах:

- бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;

- бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;

- бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг.

2) В преамбуле Соглашения указано, что Стороны заключили настоящее Соглашение о поддержке мероприятий, направленных на содействие социально-экономическому  развитию и сохранению благополучной окружающей среды на территории Республики Коми.

Если это и есть - основное условие и предмет Соглашения, то они проотиворечат Закону № 135-ФЗ.

3) Исходя из текста Соглашения: «Принимая во внимание, что …… - не относится к предмету договора и целям договора, так как в данном абзаце идет ссылка о возможности взаимодействия между органом власти — администрации МО ГО «Воркута» и ООО ООО «Шел НефтеГаз Девеломпмент II»[6] в рамках Соглашения о социально-экономическом партнерстве.

С правовой точки зрения социальное партнерство – это согласование действий всех сторон на определенной законодательной платформе, отражающей его существо, содержание и инструменты регулирования.

Принципы социального партнерства провозглашаются в Конституции Российской Федерации, там определены основные направления сотрудничества в области культуры, образования и информации (ст. 29, 43, 44), трудовых отношений (ст. 7, 37, 72), социального развития и социальной защиты (ст. 7, 39, 40, 71, 72), охраны здоровья и экологии (ст. 41, 42, 114).

Трудовой кодекс Российской Федерации содержит раздел II «Социальное партнерство в сфере труда» (ст. 23–55). В нем социальное партнерство рассматривается как система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними экономических отношений.

В Федеральном законе от 12.01.1996 № 10 – ФЗ (ред. от 30.12. 2008) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Федеральном законе от 27.11.2002. № 156 – ФЗ (ред. от 01.12.2007) «Об объединениях работодателе», Законе Российской Федерации от 11.03.1992 № 2490 – 1 (ред. от 29.06.2004) «О коллективных договорах и соглашениях» обозначены формы, методы и механизмы правового регулирования социального партнерства на договорной основе.

На основании изложенного данное соглашение нельзя считать социальным партнерством.

4) В п. 2.1. Соглашения указано, что целями настоящего соглашения является безвозмездная помощь Муниципальному бюджетному учреждению «ПТК» на приобретение материально-технических ценностей (далее — Имущество). Согласно спецификации. Данная помощь предоставляется в виде пожертвований на основании статьи 582 ГК РФ.

Наиболее близким по смыслу и сути к понятию «безвозмездная помощь» видом обязательств является договор пожертвования [1]. С точки зрения закона пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. В законе о благотворительности [2] определены формы пожертвования, которые могут быть включены в предмет договора пожертвования:

- передача в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;

- наделение правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;

- выполнение работ, предоставления услуг.

В соответствии со ст. 1  Закона № 135-ФЗ, под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Кроме того, - пожертвования считаются целевыми средствами, даже если они внесены на ведение уставной деятельности учреждения, поэтому раздельный учет поступления и расходования средств пожертвований следует вести в отношении всех пожертвований. Можно порекомендовать по мере расходования средств от отдельных жертвователей формировать отчет в произвольной форме. Это могут быть письмо-отчет жертвователю – юридическому лицу.

5) В пунктах 3.1. - 3.3. Соглашения указано, что  Стороны, по предварительному предложению «Шелл»,  (а «Шелл» и есть одна из двух сторон Соглашения), обязуются заключить отдельные договоры, с привлечением, где это необходимо, третьих сторон (поставщиков имущества) для достижения целей Соглашения, т.е. - достижения безвозмездной помощи.

Указанный пункт противоречит действующему законодательству. Возмездная поставка имущества третьими лицами не может быть обязательством по договору пожертвования денежными средствами. Это должен быть договор пожертвования материально-техническими средствами в Соответствии со спецификацией.

При этом, необходимо учесть, что в случае пожертвования денежных средств у стороны договора - «Шелл» нет права выбирать поставщика материально-технических средств. Так как это будет противоречить действующему законодательству по причине установления ограничения для других поставщиков (не выбранных Шелл) к данному рынку сбыта и как следствие ограничение конкуренции.  

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»[7] федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Банку России запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Статьей 16 Закона о конкуренции  установлен запрет на соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Банком России или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ; экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков); ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

6)  В п. 3.4. Соглашения указано, что «Шелл» стало плательщиком имущества приобретаемого для МБУ «ПТК» (третьей стороны в двухстороннем договоре). Это противоречит сути самого договора пожертвования денежных средств как имущества. Если «Шелл» жертвует денежные средства как имущество, то оно с момента передачи этих средств не имеет права ими распоряжаться».

7) В нарушение действующего законодательства в п. 3.5. - 3.6. Соглашения указано об обязательствах МБУ «ПТК» (третьей стороны в двухстороннем договоре). Возмездная поставка имущества третьими лицами не может быть обязательством по договору пожертвования денежными средствами.

Согласно п.3.5 – 3.6. Соглашения Учреждение:

- обязуется поставить на свой баланс, использовать  по назначению, осуществлять материально-техническое обслуживание Имущества в установленном порядке;

- обязуется самостоятельно и за свой счет осуществлять уплату налогов и сборов, связанных с безвозмездным получением и эксплуатацией Имущества,

Что противоречит п. 2.2. Соглашения.

 Кроме того, согласно п. 4.1. в случае ненадлежащего исполнения своих обязательств по п.2.1. Соглашению Администрация обязана возместить «Шелл» реальный ущерб, а именно вернуть сумму пожертвования; при этом ответственность Сторон друг перед другом, ограничивается обязательством Стороны возместить реальный ущерб, причиненный другой Стороне (упущенная выгода и неполученный доход не подлежит предъявлению и удовлетворению).

Согласно п. А2. Приложения № 2 «О противодействии коррупции»[8] Администрация соглашается применительно во взаимодействиях с Законами США «О коррупции за рубежом» (1977 год (FCPA), Законом Великобритании «О взяточничестве» 2010 года (с учетом возможных изменений и поправок), эквивалентными принципами придерживаться во всех взаимоотношениях в пользу или от имени «Шелл» в связи с исполнением настоящего Соглашения  с предоставлением Администрацией персонала, который будет действовать по поручению «Шелл» (нарушение ТК РФ, ГК РФ).

В соответствии с п. Д.3. Приложения № 2 Администрация предоставляет «Шелл» право:

- проводить аудит всей информации, ставок и затрат, относящихся к настоящему Соглашению а также всем дополнениям и приложениям (в широком смысле) к нему, в любое время в течение 5 (пяти) лет после прекращения действия настоящего /Соглашения;

- лицу, уполномоченному «Шелл», получать доступ к любому месту, где хранится вышеуказанная информация;

- обязуется исполнять все согласованные с «Шелл» рекомендации, сделанные в результате таких аудитов в срок;

- как можно быстрее предоставить «Шелл» всю информацию(записи), относящуюся настоящему Соглашению и (или) любым заказам, договорам, дополнениям, заключенным или находящимся у Связной стороны Администрации и привлеченных третьих лиц (п. Д.;. Приложения № 2)

В Соглашении от 08.06.2015 г., заключенного  Администрацией с «Шелл» в пункте  а) идет ссылка на несуществующее Соглашение о сотрудничестве «Шелл» с Правительством Республики Коми, а именно  № SEPS/2013/0005 от 08.06.2013 г.  (основание  письмо исполняющего обязанности министра промышленности, транспорта и энергетики Республики Коми  Н.Н. Герасимова от  04.02.2016г. № 06-07/304[9] – ответ на запрос КСК МО ГО «Воркута» от 27.01.2016г. №  38.  Приложение № 2

Согласно письму Минпрома между Правительством РК и «Шелл» подписано совершенно другое Соглашение, а также предоставлена копия Дополнительного Соглашения № 1 к Соглашению о сотрудничестве между Правительством Республики Коми и Частной компанией с ограниченной ответственностью «Шелл Эксплорейшн Компани (РФ) Б.В.) , по которому государственному общеобразовательному учреждению Республики Коми «Школа-интернат № 1» г. Воркуты оказана безвозмездная помощь – именно в такой форме ( в данном случае с «Шелл») , а не иной - должны заключаться договора пожертвования.

Кроме того, техника, поставленная МБУ «ПТК» не соответствует Спецификации, являющейся приложение № 1 к Соглашению.

Соглашение и договора поставки, заключенные в рамках Соглашения  между «Шелл» и Администрацией, исходя из вышеизложенного  - являются коммерческой сделкой.

 

В ходе проверки выборочным методом изучены документы, предоставленные Учреждением, а также с использованием информационной сети Интернет: официальный сайт www.zakupki.gov.ru  в сфере закупок.

В нарушение ч. 2. ст. 72 Бюджетного Кодекса РФ, ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, п. 5 Порядка № 761/20н, п. 6 приложения №1 к Приказу №544/18н, план-графики на 2014 г. и 2015 г. опубликованы Заказчиком на официальном сайте в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru с нарушением срока.

В нарушение ч.3 ст.7, ч.2 ст.112 44-ФЗ, внесенные изменения в план-графики 2014 г. и 2015 г. опубликованы должностным лицом Заказчика на официальном сайте с указанием неверной даты утверждения.

В нарушение  ч. 9, 10, 11 ст. 94 Закона от 05.04.2013 г. №  44-ФЗ (ч. 2, 3 ст. 18 Федерального закона от 21.07.2005 г. №  94 - ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»), п.3, 10 Положения утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения» (далее – Положение № 1093 от 28.11.2013), не размещены отчёты об исполнении, документы и информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге, экспертизе по контрактам; размещённые заказчиком  на официальном сайте отчёты об исполнении контрактов не содержат прикреплённые документы, подтверждающие приёмку результатов исполнения контрактов.

Нарушение ч. 3 ст. 103 Закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (ч. 2, 3 ст. 18 Федерального закон от 21.07.2005 г. №  94 - ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»), п. 2, 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. №1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» (далее - Правила), согласно которым, на официальном сайте в реестре контрактов, информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение трёх рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приёмки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

В нарушение ч. 3 ст. 94 Закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, с 01.01.2014 г. Заказчиком не осуществляется проверка предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.

Ряд выявленных в результате проведения плановой проверки нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, законодательства о размещении заказов, совершенных (допущенных) должностными лицами заказчика содержат признаки административных правонарушений.

Согласно ч.2 ст.12 44-ФЗ должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в ч.ч. 2, 3 ст. 2 настоящего Федерального закона.

На протяжении 2014-2015 гг. в законодательстве о контрактной системе систематически происходят изменения, нет стабильности по многим важным моментам, в связи с чем, выявленные нарушения в процессе проверок теряют свою силу. На проведение аудита закупок существенное влияние оказывают нормы закона о контрактной системе со сроком отсрочки до 01.01.2016 г., это планирование закупок, обоснование закупок, нормировании в сфере закупок и общественное обсуждение до 01.01.2017 г. Эти важные элементы контрактной системы являются основой для оценки обоснованности и целесообразности закупок и, соответственно, необходимы для проведения аудита закупок.

Объем проверенных средств  бюджета МО ГО «Воркута», выделенных МБУ «ПТК» в 2014-2015гг. - 278 543, 77 тыс. рублей.

 

По результатам проведенного контрольного мероприятия выявлено нарушений действующего законодательства на общую сумму,  всего                                              - 64 126, 802 тыс. рублей,

в том числе:

- объем необоснованно выделенных и истраченных средств     - 50 729, 836 тыс. рублей

- объем неэффективно использованных средств                          - 985, 762 тыс.  рублей;

- объем использованных с нарушением законодательства          – 12 411, 204 тыс. рублей.



[1] Далее - ПФР

[2] Далее – ФСС РФ

[3] Далее - ФФОМС

[4] Далее – Закон № 135-ФЗ

[5] Далее - Соглашение

[6] Далее - Шелл

[7] Далее – Закон о конкуренции

[8] Далее – Приложение № 2

[9] Далее – письмо Минпрома